Перспективы России в высоком переделе углеводородов
Продукция высокого передела из нефтегазового сырья выходит за рамки первичной переработки. Речь идёт даже не о традиционном производстве на НПЗ топлива из нефти — бензина, керосина, мазута и пр.
Первичная нефтегазохимическая переработка, или продукция низкого и среднего передела — выпуск химических базовых изделий, то есть мономеров, или продуктов крупнотоннажной нефтегазохимии. Это этилен, пропилен, бензол, толуол, метанол, стирол, винилхлорид и пр. Сырьём для них выступают нефть, сжиженный попутный газ (NPG), природный газ . Они производятся из данного сырья, в частности, за счёт технологии пиролиза — высокотемпературной обработки без доступа воздуха. Служат первичной основой для дальнейшей более глубокой переработки в продукцию высокого передела. Продукты высокого передела из нефти и газа — это огромная группа более сложных материалов и изделий . К ним относятся, например, полимеры, всем известные пластмассы (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид и др.). Они используются для изготовления стройматериалов, труб, машин, контейнеров, тары, упаковки, игрушек, бытовых товаров и пр. Везде находит применение современный пластик — от сим-карт в телефонах до корпусов машин и зданий.
Другими примерами продукции с высокой добавленной стоимостью из данного сырья могут служить синтетический каучук, лаки и краски, смолы, резинотехнические изделия, искусственные волокна и ткани и пр.
Таким образом, потребителями нефтегазохимии выступают такие отрасли как строительство, электроника, ЖКХ, автостроение, приборостроение, лёгкая промышленность, бытовой сектор и др.
В промышленной переработке угля передел направлен в основном на получение более совершенных видов топлива — кокса, горючих смол и газов.
Доля нефтегазохимической продукции в общем промпроизводстве в России составляет порядка 1,5%. Госпрограмма развития газо- и нефтехимии до 2030 г., принятая в 2012 г., предусматривает повышение данного показателя лишь до 2,1%. В то же время её удельный вес в других развитых «нефтегазовых» странах — не менее 5-10%. Например, в Польше — 5%, Германии — 8%, Индии — 12%, США — 25%, Китае — 30%,
Есть отставание России в потреблении продукции нефтегазохимии, что влияет, в свою очередь , на внутренний спрос и объёмы её производства. Страна с текущим уровнем ВВП на душу населения должна бы потреблять в 1,5-3 раза больше пластмасс, чем сейчас.
Повышение доли производств с высоким переделом позволяет увеличить выпуск товаров с большей стоимостью и прибылью, использовать ресурсный потенциал страны не просто как сырьевую базу, а как основу для передовой, более технологичной и сложной продукции, уменьшить зависимость от её импорта.
Препятствий для такого развития достаточно. К ним можно отнести следующее.
Внутренний спрос сдерживается низкой долей в ВВП отраслей-потребителей нефтехимии и их недостаточным развитием. Да и внутри них ещё высок удельный вес использования материалов, которые заменяет нефтехимия (металл, дерево, стекло, бетон, натуральные волокна и др.).
Есть избыток сырья для продаж первичных ресурсов и их более простая организация при стабильном спросе.
Недостаточность сырья для более глубокого передела. Например, потери пропан-бутана (попутного газа) в России достигают 20-25% от объёма его добычи. До сих пор не решён вопрос о том, чтобы в большей степени не сжигать попутный газ при добыче нефти, а использовать его для производства.
Нехватка оборудования, пиролизных мощностей даже для первичной переработки в базовые мономеры для дальнейшего более глубокого передела. В соответствии с упомянутой программой, к 2030 г. ввод данных мощностей должен увеличиться в 4,8 раза по сравнению с 2010 г. Если это реализуется, то позволит направлять на глубокую переработку, в дальнейшие нефтегазохимические переделы более 60% всего лёгкого углеводородного сырья (при нынешнем уровне в 30-35%).
Марк Гойхман,
Ведущий аналитик ГК ТелеТрейд